понедельник, 25 августа 2008 г.

Заметки о современной литературе.

отседова
http://community.livejournal.com/chto_chitat/3865121.html

Решил опубликовать список некоторых современных романов, прочитанных мною недавно. Сюда попали писатели, между которыми практически нет ничего общего, значит, что-то изперечисленного будет для вас интересным. Сегодня я хотел бы поговорить про Апдайка, Бакли и Касареса.

Прочел несколько книг Джона Апдайка. Как вам этот писатель? Мне очень понравилась его манера изложения и в "Кентавре" и в "Давай поженимся". Я бы сказал, что многслойность, сложность его произведений очень органична. И тот же мифический подтекст в "Кентавре" - необходим, как пространство переживаний героев. Самые немыслимые вещи у Апдайка получаются очень убедительно. Например, метания Джерри в "Давай поженимся", каждый раз понимаешь, что по-иному герой не мог поступить, несмотря на вид имую бессмысленность его поведения.

Советую всем роман Кристофера Т. Бакли "Здесь курят". Напоминает исповедь маккиавелиста наших дней. Очень циничный и юморитический роман. История деятеля табачного лобби по связям с общественностью, всякие махинации, связанные с работой на публику на разных телешоу и т.д.. Хотя допусти автор еще немного упрощения, книга превратилась в обычный американский остросюжетный роман. Многовато у них там книг делается сразу в расчете на экранизацию. Но любопытно, такой взгляд немного освежает...

На днях прочитал еще последний, кажется, роман Апдайка: "Гертруда и Клавдий". 2000 года, самый постмодернистский роман Джона Апдайка. За основу взята известная пьеса Шекспира, вернее исторические хроники о принце датском, его матери, отце и дяде. По сути это нечто вроде оправдания Гертруды и Клавдия и все, разумеется, со свойственной американскому писателю страстной убедительностью. Роман отчасти играет роль ра звернутого предисловия к пьесе. И как всегда абсолютная неодназначность оценки поступков героев и мотив измены, весьма частый в творчестве Апдайка.

Прочитал также два романа Касареса: "План побега" и "Сон о героях".
Касательно плна побега хотелось бы заметить, что заметна определенная связь с романом самого же Адольфо Биоя "Изобретение Мореля", здесь не так все накручено, не так сложно. Форма выбранная автором не так сложна, хотя и оригинальна - роман в письмах с комментариями получателя. Те, кто читали "План побега" - не дадут мне соврать: в романе постепенно нарастает напряжение, которое спадает только под конец с объяснениями губернатора островов, изящные намеки на нашумевшее дело Дрейфуса, на несправедливое обвинение Неверса, на прозу Пруста. Но эта фантастика в совершенно отличном от обычного понимания смысла слова очень философична - конец завораживает и заставляет задумываться о природе человечческого понимание реальности, иначе, как сумасш едший губернатор внушил идею островов узникам, когда те находились в камерах, как патологическая связь слуха с осязанием и зрением научила их чувствовать предметы на расстоянии и даже действовать на них? Энрике губит себя сам, хотя так не желал во все это впутываться, и, между прочим, не зря: та, ради которой, он берег себя именила ему по-видимому.
"Сон о героях" - роман очень логичный с потрясающе лаконично выстроенным сюжетом, роман в основании имеющий Буэнос-Айрес и весь аргентинский колорит: мате, песо, сентаво, Палермо, Сааведра, Мартин Фьерро и т.д. наверное не читавшие не все понимают о чем я говорю, да и раскрывать сюжет не стоит, т.к. ни с чем не сравнимое удовольствие проникаит в тайны истории Эмилио Гауны самому: но все настолько верно, стройно, фантастической емкости роман и ничего случайного нет в романе "младшего брата" Борхеса. 3 года между карнавалами, 3-ий день карнавала, 30-ый год, Валерга-Табоада, маска-Клара, Спасение Эмилио в первый раз и окруженное тьмой время в памяти, его провидческие сны, его итоговая встреча с самой шайкой после расставания на первом карнавале. Положение Ларсена и его роль, другой сон Гауны с троном, роль обеих парикмахеров, припозднившееся признание Гауно подлинности Валерги и попытка приструнить его, воспоминание Гауно о жестококстях первого карнавала. Очень всем советую, возможно, я и сам всего не заметил, скорее всего так и есть. Жду ваших мнений!

Если еще не всем надоел, то советую роман Касареса "Спящие на солнце". Как большинство ромнаов у А.Б. Касареса они балансируют на грани фантастического вымысла и философских попыток обыграть это. Опять же не буду вдаваться в подробности сюжета, скажу лишь что основная тема романа - личность, ее целостность. Возможность разделения души и тела. Все в итоге сводится к операциям по пересадки частей мозга и возникающим вследствии этого изменениям. Эту тему поддерживает двойник жены героя - ее сестра и купленная им собака с таким же именем Диана. Абсолютно бескорыстная клиника промышляет оздоровлением души тела, пересаживая условно говоря, душу на время в тело животного. Потом неразбериха и Лучо возвращается паленая жена с улучшенным поведением, но увы ему не хватает прежних ссор. Хотя ему все невдомек. Затем и сам Лучо попадает в лечебницу. Грядет тотальная замена личностей, и от перспектив представленных Касаресом разбегаются глаза. История с клиникой с непонятным пленением его там, с вымышленным побегом навевает ассоциаации с "Процессом" и "Приглашением на казнь". Родственница гл. героя, главная сторнонница подобный излечений, падает жертвой, не узнавая своего Лучо. Краткий итог, в общем отличный роман.

Комментариев нет: